Fenix Industry
UA
+38 (096) 103 00 10 +38 (067) 243 76 88
CONTACTS
ПОРТФОЛИО
УСЛУГИ
КЛИЕНТЫ
КОНТАКТЫ
Написать
Fenix Industry
UA RU
curved-line
ПОРТФОЛИО
УСЛУГИ
КЛИЕНТЫ
СТУДИЯ
БЛОГ
КОНТАКТЫ
+38 (096) 103 00 10+38 (067) 243 76 88
Telegram Telegram Viber Viber Whatsapp Whatsapp
curved-line
Написать нам
Fenix Industry
Contact
sticker-us
+38 (096) 103 00 10 +38 (067) 243 76 88
Telegram Telegram Viber Viber Whatsapp Whatsapp
Написать нам
Главная Блог Терминология Что такое алгоритм — определение, примеры и практическое применение

Что такое алгоритм — определение, примеры и практическое применение

Игорь Кондратюк
Игорь Кондратюк
Chief Business Development Officer
24.09.2025
Терминология
Что такое алгоритм — определение, примеры и практическое применение
Давайте обсудим ваш проект

Алгоритм — это чёткая последовательность действий, которая превращает входные данные в результат. Это не набор случайных команд, а продуманная инструкция, которую можно выполнить шаг за шагом — человеком, машиной или механизмом. Проще говоря: алгоритм показывает, как из данных получить ответ, и делает это по строгим правилам.

Определение алгоритма

Что такое алгоритм?

Алгоритм описывает пошаговую процедуру: берёт вход, обрабатывает и выдаёт выход. Он может быть записан на естественном языке, в виде псевдокода или реализован в программе, но в любом виде остаётся структурированным способом решения задачи. Рецепт приготовления, инструкция по сборке мебели и программа сортировки — все это примеры алгоритмов.

Ключевые свойства алгоритма:

  • дискретность — алгоритм разбит на отдельные шаги, каждый из которых выполняется за конечное время;
  • детерминированность — при одинаковых входных данных алгоритм даёт одинаковый результат;
  • понятность — инструкции сформулированы так, чтобы исполнитель мог их однозначно выполнить;
  • завершаемость — алгоритм должен завершаться за конечное число шагов;
  • массовость — алгоритм применим к целому классу однотипных задач;
  • результативность — по окончании работы алгоритм выдаёт определённый результат.

История возникновения термина "алгоритм"

Идея пошаговых вычислений существовала задолго до появления компьютеров: люди умели выполнять арифметические операции и находить наибольшие общие делители ещё в глубокой древности. Сам термин связан с именем математика Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми. Около 825 года он написал трактат, в котором систематически описал позиционную десятичную систему и использование нуля. Латинский перевод его работы в XII веке получил название "Algoritmi de numero Indorum", и от латинизированного имени автора произошло слово "алгоритм".

В последующие столетия понятие расширялось: Лейбниц и Эйлер применяли идеи алгоритмичности к разным областям математики, а с развитием вычислительной техники в XX веке алгоритмы стали центральной темой информатики.

Формализация понятия алгоритма

В XX веке математики сформировали строгие модели вычислений, которые позволили точно описать, что такое алгоритм и какие функции вычислимы.

Машина Тьюринга

Машина Тьюринга, предложенная в 1936 году, — абстрактная модель с бесконечной лентой, головкой для чтения и записи и набором правил перехода. На каждом шаге машина читает символ, меняет состояние, пишет символ и сдвигает головку. Тезис Чёрча—Тьюринга утверждает, что всё, что может быть вычислено алгоритмически, можно реализовать на машине Тьюринга.

Рекурсивные функции

В 1930-х годах учёные разработали теорию рекурсивных функций: сложные функции строятся из простых с помощью ограниченного набора операций. Тезис Чёрча связывает этот подход с вычислимостью: частично рекурсивные функции совпадают с теми, что вычисляются машиной Тьюринга.

Нормальные алгоритмы Маркова

В 1950‑х Андрей Марков предложил нормальные алгоритмы — систему последовательных подстановок для преобразования символьных строк. Они показывают, что алгоритмы можно свести к правилам замены символов, что ещё раз подтверждает универсальность формализаций.

Стохастические алгоритмы

Стохастические алгоритмы используют случайность: это полезно, когда детерминированный путь слишком сложен. Существуют алгоритмы типа Лас-Вегас, которые всегда дают правильный ответ, но время работы варьируется, и алгоритмы типа Монте‑Карло, которые работают быстрее, но допускают небольшую вероятность ошибки. На практике чаще применяются псевдослучайные числа, генерируемые алгоритмически.

Другие подходы к формализации

Кроме классических моделей развивались многоленточные и недетерминированные машины Тьюринга, регистровые машины, конечные и клеточные автоматы — каждая модель подчёркивает разные аспекты вычислимости и сложности.

Классификация алгоритмов

Алгоритмы разделяют по разным признакам, что помогает выбрать подходящий метод для задачи:

  • механические алгоритмы — каждый шаг строго определён;
  • гибкие алгоритмы — используются элементы случайности или эвристики;
  • линейные алгоритмы — последовательность без ветвлений и повторений;
  • разветвляющиеся алгоритмы — выполнение зависит от условий;
  • циклические алгоритмы — повторение действий до выполнения условия;
  • вспомогательные алгоритмы — модули, используемые внутри более крупных процедур.

Анализ и эффективность алгоритмов

Корректность важна, но без эффективности алгоритм едва ли пригоден на практике. Анализ алгоритмов помогает оценить затраты времени и памяти и выбрать оптимальный подход для конкретных объёмов данных.

Время работы и сложность

Временная сложность показывает, как растёт время выполнения при увеличении объёма входа n. Для описания асимптотического поведения используют нотацию O-большое. Она не зависит от конкретной машины или реализации, а отражает масштабируемость алгоритма: O(n²) растёт квадратично, O(log n) — очень медленно и т. д.

СложностьКомментарийПримеры
O(1)Устойчивое время работы не зависит от размера задачи.Ожидаемое время поиска в хеш-таблице.
O(log log n)Очень медленный рост необходимого времени.Ожидаемое время работы интерполирующего поиска n элементов.
O(log n)Логарифмический рост — удвоение размера задачи увеличивает время работы на постоянную величину.Вычисление x^n; Двоичный поиск в массиве из n элементов.
O(n)Линейный рост — удвоение размера задачи удвоит и необходимое время.Сложение/вычитание чисел из n цифр; Линейный поиск в массиве из n элементов.
O(n log n)Линеаритмичный рост — удвоение размера задачи увеличит необходимое время чуть более, чем вдвое.Сортировка слиянием или кучей n элементов; нижняя граница сортировки сравнением n элементов.
O(n^2)Квадратичный рост — удвоение размера задачи увеличивает необходимое время в четыре раза.Элементарные алгоритмы сортировки.
O(n^3)Кубичный рост — удвоение размера задачи увеличивает необходимое время в восемь раз.Обычное умножение матриц.
O(c^n)Экспоненциальный рост — увеличение размера задачи на 1 приводит к c-кратному увеличению времени.Некоторые задачи коммивояжёра, полный перебор.

Алгоритмически неразрешимые задачи

Формализация вычислений позволила доказать, что некоторые задачи принципиально неразрешимы алгоритмически. Классический пример — проблема остановки, сформулированная Тьюрингом: нельзя построить универсальную процедуру, которая для любой программы и её входных данных определяет, завершится ли программа. Это ограничение лежит в основе теоретической информатики.

Представление алгоритмов

Алгоритмы удобнее и понятнее представлять разными способами в зависимости от целей и аудитории:

  • словесное описание — для быстрой передачи идеи;
  • алгоритмические языки и псевдокод — для точного описания перед кодированием;
  • машинный код — низкоуровневое представление для процессора;
  • математическая нотация — компактна для численных методов;
  • схемы и блок-схемы — наглядное визуальное представление логики.

Алгоритм Евклида

Алгоритм Евклида — один из старейших и самых простых способов найти наибольший общий делитель двух целых чисел. Идея проста: заменить большее число на разность с меньшим и повторять, пока одно из чисел не станет нулём. Практичнее использовать деление с остатком.

Рекурсивный вариант в псевдокоде:

алг нод(a, b) нач если b = 0 возврат a иначе возврат нод(b, a mod b) кон

Пример вычисления НОД для 1599 и 650 по шагам:

  1. Шаг 1 — 1599 = 650 * 2 + 299.
  2. Шаг 2 — 650 = 299 * 2 + 52.
  3. Шаг 3 — 299 = 52 * 5 + 39.
  4. Шаг 4 — 52 = 39 * 1 + 13.
  5. Шаг 5 — 39 = 13 * 3 + 0.

Когда остаток становится нулём, НОД равен последнему ненулевому остатку, то есть 13. Этот пример наглядно показывает конечность и результативность алгоритма.

special bg
Следующая
Статья
fenix-emblem
Вернуться
Назад
Терминология
24.09.2025
Что такое Agile: ключевые принципы и подходы curved-line
Следующая
статья
+38 (096) 103 00 10
+38 (067) 243 76 88
footer img
check
Есть идея? Напишите нам
* - поля, обязательные для заполнения
Telegram
Viber
Whatsapp