Fenix Industry
UA
+38 (096) 103 00 10 +38 (067) 243 76 88
CONTACTS
ПОРТФОЛИО
УСЛУГИ
КЛИЕНТЫ
КОНТАКТЫ
Написать
Fenix Industry
UA RU
curved-line
ПОРТФОЛИО
УСЛУГИ
КЛИЕНТЫ
СТУДИЯ
БЛОГ
КОНТАКТЫ
+38 (096) 103 00 10+38 (067) 243 76 88
Telegram Telegram Viber Viber Whatsapp Whatsapp
curved-line
Написать нам
Fenix Industry
Contact
sticker-us
+38 (096) 103 00 10 +38 (067) 243 76 88
Telegram Telegram Viber Viber Whatsapp Whatsapp
Написать нам
Главная Блог Терминология Что такое библиотека в программировании

Что такое библиотека в программировании

Игорь Кондратюк
Игорь Кондратюк
Chief Business Development Officer
24.09.2025
Терминология
Что такое библиотека в программировании
Давайте обсудим ваш проект

Библиотека — это собранный набор готового кода: функции, классы, шаблоны и другие элементы, которые подключают к проекту, чтобы не писать одно и то же снова и снова. Такие сборки ускоряют работу, помогают избежать типовых ошибок и упрощают архитектуру приложения.

Идея проста: брать проверенные компоненты и применять их там, где они подходят, вместо того чтобы тратить время на повторную реализацию базовых задач.

История программных библиотек

Исторический контекст и эволюция

Концепция повторного использования кода появилась ещё в 1950‑е, когда разработчики для машин вроде EDSAC стали формировать коллекции подпрограмм. Среди ранних авторов, описывавших такие подходы, — Морис Уилкс, Дэвид Уиллер и Стэнли Гилл. Позже, с появлением языков вроде Фортрана, Кобола и Си, инструменты для компиляции и связывания сделали библиотеки мощнее и гибче, расширив область их применения — от численных вычислений до управления вводом‑выводом.

Зачем нужны библиотеки? преимущества использования

Преимущества использования библиотек:

  • повторное использование проверенного кода;
  • ускорение разработки;
  • повышение качества и надёжности программ;
  • модульность и скрытие внутренней сложности;
  • облегчение командной работы;
  • оптимизация производительности.

Основные компоненты библиотеки

Типичные элементы, которые вы можете найти в библиотеке:

  • функции и подпрограммы;
  • классы и объекты;
  • структуры данных;
  • константы и перечисления;
  • ресурсы вроде изображений или шаблонов.

Классификация библиотек

Библиотеки различаются по способу связывания, происхождению и специализации.

По способу связывания

Для компилируемых языков важно, как библиотека попадает в приложение:

Статические библиотеки

Статические библиотеки (например, файлы с расширением .lib или .a) встраиваются в исполняемый файл при компиляции.

Преимущества статических библиотек:

  • исполняемый файл самодостаточен.

Недостатки статических библиотек:

  • увеличение размера файла и неэффективное использование дискового пространства;
  • необходимость перекомпиляции приложений при обновлении библиотеки.

Динамические библиотеки

Динамические библиотеки (например, .dll, .so, .dylib) загружаются во время выполнения и не включаются в исполняемый файл напрямую.

Преимущества динамических библиотек:

  • снижение размера исполняемых файлов и экономия оперативной памяти;
  • возможность обновлять библиотеку без перекомпиляции приложений.

Недостатки динамических библиотек:

  • зависимость от наличия совместимой версии библиотеки на целевой системе;
  • риск проблем совместимости версий.

По доступности и происхождению

Стандартные библиотеки

Поставляются вместе с языком или средой разработки и содержат базовые возможности: ввод‑вывод, работу со строками, контейнеры и алгоритмы, как, например, стандартная библиотека C++.

Сторонние библиотеки

Разрабатываются сообществами или компаниями и решают специализированные задачи; распространяются через пакетные репозитории и требуют установки.

Пользовательские библиотеки

Создаются внутри организации или для личных проектов, чтобы стандартизировать решения и повторно использовать внутренние наработки.

По специализации

Типичные специализации библиотек:

  • математические библиотеки;
  • графические библиотеки;
  • библиотеки для работы с сетью;
  • библиотеки для баз данных;
  • библиотеки для машинного обучения и анализа данных;
  • библиотеки для пользовательских интерфейсов.

Отличия библиотеки от фреймворка

Ключевое отличие:

  • библиотека вызывается кодом разработчика и не диктует структуру приложения;
  • фреймворк управляет потоком выполнения и задаёт архитектуру, в которую вписывается код разработчика.

Процесс использования библиотек

Типичный порядок действий при использовании библиотеки:

  1. Выбор библиотеки с учётом функциональности, производительности и лицензии.
  2. Установка или подключение библиотеки к проекту.
  3. Изучение API и документации.
  4. Интеграция и тестирование в составе приложения.

Вызовы и потенциальные недостатки

Главные риски при работе с библиотеками:

  • сложное управление зависимостями;
  • возможное снижение производительности при неправильном использовании;
  • риски безопасности при подключении ненадёжных пакетов;
  • высокая кривая обучения для сложных библиотек;
  • увеличение общего объёма кода и зависимостей;
  • ограничения, связанные с лицензированием.

Заключение о программных библиотеках

Заключение

Библиотеки — это инструмент экономии времени и средств: они позволяют применять готовые решения вместо постоянной разработки базовых компонентов. При грамотном выборе и внимательном управлении зависимостями библиотеки делают проекты стабильнее, быстрее и удобнее в поддержке.

special bg
Следующая
Статья
fenix-emblem
Вернуться
Назад
Терминология
24.09.2025
Что такое клиент в IT: определение и основные виды curved-line
Следующая
статья
+38 (096) 103 00 10
+38 (067) 243 76 88
footer img
check
Есть идея? Напишите нам
* - поля, обязательные для заполнения
Telegram
Viber
Whatsapp